Артикуляционная гимнастика –это весело, полезно и интересно
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день.
Игры для развития артикуляции
Птенчик
Ребенок широко открывает рот, язык лежит спокойно на дне ротовой полости, а мама подносит щепоть правой руки изображая как будто что-то туда кладет. (повторить не менее 3 раз)
Ротик шире открывай –
Кушай птенчик не зевай!
Трубочка
С напряжением вытягиваем губы вперед, удерживаем губы 3-5 сек
Губки в трубочку сложи –
Хоботок всем покажи.
Улыбка
Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы.
Улыбнись мне поскорей,
Тяни губки до ушей!
Колечко
Положение губ, как при произнесении звука [о].
Губки круглые сложи
И колечко покажи.
Прятки
Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, а затем отодвиньте язык за нижние зубы - «язычок спрятался» (3 – 5 раз).
Мы играем в прятки.
Где ж твоя лопатка?
Кошечка
Высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык (3 – 5 раз).
Полакай, как кошка,
Молоко из плошки.
Лошадка
Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Цокайте то медленно, то увеличивая темп.
Скачем на лошадке
По дорожке кладкой.
Стой лошадка
Закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать «тпру».
Стой моя лошадка, стой!
Прискакали мы домой!
Чистим нижние зубки.
Откройте рот, широким кончиком языкам погладьте нижние резцы с внутренней стороны.
Движения совершаем вверх-вниз под счет: «раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6 – 10 раз.
Вкусное варенье.
Откройте рот и широким кончиком языка оближите верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз (3 – 6 раз).
Маляр.
Делаем ремонт в домике-ротике. Откройте рот и языком-кисточкой погладьте небо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно, 4-8 движений).
Лопатка.
Откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
Вот она, лопатка, -
Широка да гладка.
Иголочка.
Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный язык. Придавая языку форму иголочки (например, тянемся языком к пальчику).
Вот она иголка, -
И остра, и колка.
Лопатка – иголочка.
По команде: «Лопатка, иголочка, лопатка, иголочка, …» ребенок выполняет эти упражнения по очереди.
Грибок.
Откройте широко рот, прижмите широкий язык всей плоскостью к небу и присосите его. Удерживайте язык в таком положении как можно дольше (до10 секунд).
Индюк.
Приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Широким кончиком языка, слегка загнутым, производим движения вперед – назад, не отрывая язык от губ.
«Бл,бл,бл,…»