Особенности воспитания и развития ребенка в неполной семье
Семья является одним из самых важных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.
В последнее время увеличилось количество неполных семей, т.е. в семье воспитанием ребенка занимается один родитель.
Жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, возникает проблема реализации одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.
Отсутствие в семье отца является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях может проявляться в виде:
нарушений развития интеллектуальной сферы;
нарушений поведения;
затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
трудностей психологического характера (неуверенность, тревожность, снижение самооценки);
формирования избыточной привязанности к матери.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский.
Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.
В неполной семье чаще всего все функции воспитания возлагаются на мать. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери мешают сыновьям стать мужчинами.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам или наоборот, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером. Такие мальчики менее целеустремленны, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности.
Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.
В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.